23:56 

Про методы чтения и выбор книг

I-lang
"Родина нас не осудит,
Родина нас не спасёт.
Мы с тобой больше не люди,
Мы уже наоборот.
...
Поздно, на войне - как на войне...
"

Грустный вывод пришел мне на днях: разучилась я читать художественные книги. Вот так, что б взяться и запоем сутками, несмотря на занятость и сомнительную художественную ценность.

Как-то за 23 года карьеры чтеца, я все реже и реже натыкаюсь на что-то уникальное и новаторское. А некоторые сюжеты уже просто напросто не увлекают.

Я отличалась одной не самой лучшей чертой еще когда глотала книги, словно свежие профитроли - за один присест: перед тем, как начать книгу, открывала первую страницу и если первые же строки меня цепляли, я оставалась. И уже не отрывалась, пока не закончу.
А еще могла пролистать книгу от корки до корки, и если ни один фрагмент текста не заставил меня вчитаться, я книгу оставляла до лучших времен или навсегда. В основном, конечно, надеясь когда-нибудь вернуться, потому что меня всегда учили, что книгу нужно читать вдумчиво, не пропуская ни одной буквы. И, конечно же, ни в коем случае, не бросать на середине. И в начале. И даже на эпилоге.
Почти как в шахматах: взялся за фигуру - ей и ходи.
Ибо "даже в самой плохой книге будет хоть одна фраза, мысль, ради которой ее стоило прочесть".

Нет, конечно, понимаю, когда книг и так было мало. А когда это почти не иссякающая лавина со всех сторон - тяжело цепляться за каждую частичку.
А когда на все наслаивается нехватка времени и сил (и не только физических, но и в том числе интеллектуальных, израсходованных на написание пусть и не художественного произведения, но научного труда, хотя и маленького), читать все подряд становится просто таки почти по-жлобски жаль.

Но читать все же хочется. Очень. Иногда - до смертельной тоски. Чтение - это уже настолько впитавшееся в меня не привычка, а рефлекс, что отказаться добровольно от него я не могу.

Однако же, изъеденное сомнениями, тревогами, переживаниями и страхами реальной жизни сознание погружать в пучину трагедий "серьезной литературы" совсем не хочется - мне бы собственные мелкие драмы пережить без потери дееспособности, а чужие, пусть и выдуманные, могут серьезно подорвать и так низкий КПД моего нежного рассудка.
Вот и выбираю что-нибудь такое, жизнеутверждающее. Не обязательно с претензией на высокую или хоть среднюю художественную ценность. Лишь бы читаемо было.

Но книг-то вокруг - миллиарды. Что выбирать? Не подряд же, как говорится, читать, по алфавиту?
Вот и прочесываю иногда какие-то литературные и не очень сообщества и странички, в поисках направлений. Как рудокоп - в поисках золотоносных жил.

Когда натыкаюсь на что-то стоящее, вроде бы, по описанию, то могу взять, и за несколько часов пролистать толстенную книгу.
Самое любопытное, что мне этого достаточно, чтобы осознать сюжет, и завязки, и прочее.
За шесть лет работы в научном отделе я обрела еще больше профессиональной деформации.
Я из книги выделяю для себя самое главное: сюжет и какие-то новые глобальные идеи. Еще иногда меня цепляет "загадка" - когда простого пролистывания не достаточно, чтобы нарисовать для себя картину созданного автором мира. Когда мне, для решения загадки, требуется разложить всю информацию по полочкам.

И, конечно, я остаюсь, когда для меня в книге звучат какие-то новые идеи, позволяющие по-новому взглянуть на окружающую меня действительность. Но это все же, желательно, должен быть позитивный или конструктивный взгляд.
Как все вокруг плохо и ущербно я и сама могу кому угодно рассказать и доказать с примерами и диаграммами.

Так вот как-то я стала одновременно и гораздо переборчивее:
- меня стало сложно удивить чем-то (хоть где-то но я что-то похожее уже наверняка встречала - то ли в каких других произведениях, то ли уже на лично опыте) но, конечно, это и постмодернизм сказывается, да-да;
- а плотно зависаю я на книжке в основном тогда, когда меня устраивает композиция и язык (да, иногда это и вопрос компетентности и добросовестности переводчиков, но ради захватившего сюжета я могу пойти на подвиг - и полистать что-то там в оригинале, хотя и количество понятого мной колеблется на уровне "мало" и "очень мало".).
А с другой стороны, я стала периодически ради сюжета и интересных ходов читать и переваривать такое, что и в руки бы не взяла лет десять назад. По принципиальным соображениям.

Создается такое ощущение, что я действительно, читаю - как будто руду перемываю: когда же попадется цельный кусочек ценной породы.
Иногда нахожу большие цельные самородки, иногда - мелкий песок идей и идеек.

Читаю художественные книги, как научные статьи.

Но, кажется, ценитель и гурман высокой литературы во мне потерян навсегда.

@темы: Увлечения, Точка зрения, Наблюдения, Мысли вслух, Книги, Для памяти

URL
Комментарии
2014-05-16 в 09:23 

litoops
Совсем перестал читать художественные книги. Видимо, поток информации в реале таков, что не требуется подпитка из книжного мира.

2014-05-17 в 17:39 

I-lang
litoops, было у меня какое-то время и такое. И продолжает случаться. Но поскольку я по сути своей эскапист, то вновь и вновь возвращаюсь к чтению. Или просмотру фильмов, если что-то параллельно делаю. Да и работа, если так посудить, у меня скучная и довольно однообразная. А другую я и не хочу.

Но некоторые книги стало откровенно скучно читать. И именно после полученного реального опыта. Иногда даже те, что считаются классикой мировой литературы. Потому и говорю - помер во мне ценитель и высококультурный человек.


А иногда мечтаю написать таки что-то свое (не просто набором слов, а что-то действительно интересное и хоть минимально ценное, а не развлекательное), и потому читаю книги еще и как учебные пособия, анализируя технику создания. ))))

URL
2014-05-20 в 23:55 

litoops
I-lang, Да и работа, если так посудить, у меня скучная и довольно однообразная мне кажется, повсеместная распространённость скучной работы и сделала жанр фентези столь популярным в нашей стране. Сидишь, такой, после своего офиса в кресле, а у тебя в руках - источник феерверков событий, исторических поворотов, замков-долин-ковенов магов и всего подобного - красота ))

помер во мне ценитель и высококультурный человек. ))
а меня вот что-то в театр стало тянуть в последнее время )) до этого лет 12 не ходил без всяких сожалений. может, разнообразия форм не хватает?

А иногда мечтаю написать таки что-то свое, т а же фигня. А вот Поляков настоятельно рекомендует забить на это и только читать. Чтобы, так сказать, не зас(ир)евать и без того засе(ре)янное поле ))
Но, вполне может быть, чертяка, опасается дополнительной конкуренции ))

   

Записки оборотня-конника из лаборатории по исследованию жизни

главная